Перейти к основному содержанию

В ожидании сентября: ситуация в экономике прояснится осенью

Карикатура: Eva Sarma
В отличие от специалистов CVKeskus.ee, по мнению которых в Эстонии оживает рынок труда, экономисты и предприниматели считают, что если и наблюдалось какое-то оживление в экономике, то это явление, скорее всего, временное. Осенью вновь могут начаться массовые сокращения.

Наталья Ауг

 

natalja.aug@tallinnlv.ee

 

В июльском обзоре портала трудоустройства CVKeskus.ee отмечено, что количество вакансий непрерывно растет. По оценке специалистов портала, особенно хороший знак – повышение активности в сфере туризма и общественного питания. «Во многих сферах, переживших т. н. принудительные отпуска, вновь появилась необходимость в работниках. Уже в июне этот тренд стал заметен в туризме, производстве продуктов питания, в торговле и сфере обслуживания. Чуть медленнее растет промышленность и транспорт, но и здесь заметно увеличилось количество предложений», – говорится на сайте. Летняя статистика Кассы по безработице также отражает рост числа вакансий.

 

Сто к одному

 

«Об оживлении рынка труда в первую очередь свидетельствует тот факт, что многие работодатели вновь начали искать работников. Количество предложений о работе выросло на 60–70% по сравнению с периодом кризиса, и их сейчас столько же, сколько было перед вирусом. Рост обусловлен необходимостью заменить уходящих работников, созданием новых рабочих мест и во многом – возвращением к планам о найме, замороженным в предшествующий период», – пояснил ситуацию руководитель по продажам CVKeskus.ee Хенри Аувяэрт.

 

На вопрос «Столицы», о чем тогда говорит факт, что, по данным CVKeskus.ee, конкурс на некоторые вакансии составляет свыше 200 человек, он ответил, что это относится лишь к самым популярным предложениям, однако признал, что наиболее активные соискатели – это уже потерявшие работу люди, но много и тех, кто хочет сменить имеющуюся. «Так, 76% работников, участвовавших в последнем опросе, сказали, что открыты к новым предложениям и следят за появляющимися вакансиями», – отметил он.

 

Не связанные с вербовочными порталами эксперты с таким видением не согласны. С точки зрения тартуского экономиста Олева Раю, сотни претендентов на одно место – явное свидетельство высокого уровня безработицы, и скрытой – тоже. «Многие люди сейчас работают, но что будет с их рабочими местами через месяц – неясно. Предприятия прилагают попытки для восстановления своей деятельности и развития, но удастся это далеко не всем», – говорит он.

 

В Союзе отелей и ресторанов отчасти признают, что в отрасли можно наблюдать некоторое оживление, но оно точечное. «На самом деле может показаться, что тут и там что-то активизировалось. Потихоньку появляются группы иностранных туристов, но если смотреть на количественное исчисление, то цифры далеки от тех, к которым мы привыкли в предыдущие годы», – рассуждает исполнительный директор союза Марика Лийвамяги. По ее словам, некоторый недостаток рабочих рук в секторе мог образоваться в тех местах, где сокращенные весной работники сферы обслуживания и гостиничного хозяйства решили не возвращаться на работу. Такое же положение и в ресторанном бизнесе, персонала может не хватать по той же причине.

 

«Клиентов стало меньше, распределены они неравномерно, и далеко не все места общественного питания могут похвастаться тем, что посетители к ним вернулись. Показатели намного ниже, чем в предшествующие годы, – сказала она. – Так что мы не можем говорить о каком-либо улучшении ситуации в секторе, разве что о приспособлении, чтобы соответствовать требованиям новой реальности».

 

Чуть больше нуля

 

При этом в сфере туризма даже в самых крупных и успешных агентствах о нормализации деятельности речи пока не идет. По словам директора по продажам Estravel Айри Илиссон, внутренний туризм в Эстонии начал восстанавливаться, в отелях и ресторанах появились клиенты летнего сезона, но о поездках за границу того же сказать нельзя. Пока не будут сняты национальные и международные ограничения на передвижения между странами, турфирмы будут находиться в трудной ситуации, когда порой просто невозможно продавать билеты и пакетные рейсы.

 

Ей вторит исполнительный директор Novatours OÜ Сигрид Таммес. «Разумеется, сейчас ситуация в туристическом секторе существенно лучше, чем на пике кризиса, когда востребованность услуг турсектора в организации поездок как внутри страны, так и за рубеж была близка к нулю. Теперь уже месяц границы открыты, появилась возможность летать в другие страны на отдых, потребность в этих рейсах высока и постоянно растет. При этом мы не можем говорить о таких объемах организации поездок, которые подразумевали бы появление рабочих мест.

 

Организаторам поездок и турагентствам, очевидно, еще долгое время придется быть по возможности экономными, в том числе и в вопросе работников. Если в ближайшие месяцы возможности для эстонских отдыхающих отправляться в привлекательные для них места не появится, то все туристические предприятия вновь будут вынуждены еще раз пересмотреть свои расходы, – прогнозирует Таммес. – Предполагаю, что обзор портала CVКeskus о восстановлении и потребности в работниках относится к тому, что связано с внутренним туризмом. Хотя у нас и наметился рост, по сравнению с доковидным периодом, он выглядит более чем скромно».

 

Слова экспертов в области туризма подтверждаются и последними новостями экономики. Например, пярнуские спа относительно хорошо заполнены в основном именно за счет жителей Эстонии, и там надеются сохранить эту тенденцию хотя бы до осени, хотя и жалуются на снижение оборотов. В то же время три крупнейших таллиннских отеля одновременно приняли решение закрыться на год и сократили сотни человек персонала.

 

Прогноз неутешительный

 

Справедливости ради стоит отметить, что в отдельных отраслях экономики все же заметен рост. Главный экономист Swedbank Тыну Мертсина указывает на увеличение объемов производства в обрабатывающей промышленности: производстве продуктов питания, химической, электронной и мебельной. Экспорт также начинает подниматься. «Эстонская экономика постепенно восстанавливается после кризиса. Наряду с замедлением спада объемов производства в промышленном секторе, объем продаж в розничной торговле в июне вырос на 7%. Внутреннее потребление в розничной торговле влияет почти на четверть ВВП», – отмечает он.

 

Однако Олев Раю к этой информации относится с осторожностью: «Что касается торговли, то в данный момент люди скупают то, что осталось некупленным за время карантина. Как только все необходимое задним числом будет приобретено, обороты схлопнутся. В особенно трудной ситуации – те, кто ориентируется на зарубежных покупателей: круизных лайнеров и туристов нет, а восстановление за счет внутреннего потребления – это временно. В частном секторе не делают больших инвестиций, пытаются восстановить то, что было до кризиса, но не расширяться».

 

Делать какие-либо прогнозы даже на ближайшее будущее эксперты опасаются. В эпоху коронавируса и связанной с ним неопределенности экономические прогнозы, по словам Раю, все больше становятся лотереей. Они едины в одном: более-менее что-то прояснится в начале осени, но вряд ли картина будет утешительной. «Известно о многих предприятиях, которые по сути уже сдались или вот-вот это сделают. Благодаря усилиям правительства кризис оказался намного мягче, чем это виделось в черном сценарии. Однако самое страшное нас ждет впереди, узнаем мы это к концу сентября», – предполагает Раю.

 

Это мнение разделяет и доктор экономических наук Владимир Вайнгорт, который считает, что сейчас все держится на искусственном финансовом дыхании: за три месяца карантина зарплату за счет Кассы по безработице получало 130 000 человек, но средние зарплаты за это время существенно сократились. За это же время без работы только в Таллинне осталось свыше 38 000 человек. По его мнению, стоит ждать грядущих массовых сокращений.

 

Это подтверждается результатами опроса работодателей, проведенного порталом CV.ее: сокращения в ближайшие месяцы планируют свыше половины респондентов. Причина – сокращение объемов деятельности. В Кассе по безработице также подтвердили, что, по их прогнозам, уровень зарегистрированной безработицы вырастет. «Как правило, каждый год осенью численность зарегистрированных безработных растет, так как заканчиваются сезонные работы и временные договоры, заключенные на летний период. Также в этом году предприятия, избежавшие сокращений благодаря выплате компенсаций заработной платы работникам, могут осенью провести сокращения, если ситуация в их сфере не наладится или придет вторая волна вируса», – ответила «Столице» пресс-секретарь ведомства Екатерина Калиничева.

 

По информации Мертсина, население чувствует неуверенность и старается приготовиться к тому, что может принести с собой осень. «Жители Эстонии наращивают сбережения, рост которых ускорился сразу после введения в марте чрезвычайного положения и с тех пор остается на высоком уровне. С одной стороны, рост депозитов вызван ограниченными возможностями в части потребления (путешествия, развлечения и т. п.), но не в меньшей степени и неуверенностью людей. Накопления являются буфером на случай потенциальных рисков», – пояснил эксперт, по мнению которого уровень безработицы будет зависеть от восстановления экспорта и туризма.

 

К сведению

 

В среднем в июне, по данным CVKeskus.ee, на вакансию работника э-магазина претендовало 283 соискателя, комплектовщика товаров – 216, администратора в отеле и продавца в магазине – 168, на самую популярную вакансию в сфере обслуживания было отправлено 919 CV.

 

Летом уровень зарегистрированной безработицы составлял 7,8–7,9%.

 

Выплаты от Кассы по безработице получает почти пятая часть работающих в Эстонии.

 

 

 

 

 

 

Карикатура: Eva Sarma
Карикатура: Eva Sarma